Стихотворения, предложенные в ТОП-10 Международного литературного конкурса "8-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2019" членом Жюри конкурса. Лучшие 10 стихотворений Чемпионата Балтии будут объявлены Оргкомитетом 6 июня 2019 года.
Внимание!
Имена авторов анонимных конкурсных произведений будут оглашены в Итоговом протоколе конкурса 6 июня 2019 года в 23:59 по Москве.
1 место
Конкурсная подборка 148. Майя Шварцман, Гент, Бельгия). "Жертвам приношение".
* * *
На скорбного отца, как на ловца,
под нож его любви невыносимой
заменою возлюбленного сына
бежит овца. –
Читаешь, попивая кюрасо,
довольный знаньем, греясь у камина.
Раз этот текст священен, мы невинны.
Нам можно всё.
Не изменяешь, не крадёшь, не лжёшь,
нож разрезальный в Библии закладкой.
По правилам живущий, честный, гладкий –
ты всем хорош.
По магазину зорок, острозуб,
проходишь ты, достатком подпоясан,
как мясо, выбирающее мясо,
за трупом труп.
На алтаре витрины в зимний день
с тимьяном и маслинами в подглазьях,
разделанный на порции под праздник
лежит олень.
Для умиротворения романс
над залом из динамиков курлычет.
Песнь лебедя над грудой битой дичи.
Камилл Сен-Санс.
Чужую жизнь без устали жуя,
не думаешь о жертвоприношеньи.
Ведь на подносе голова оленья,
а не твоя.
И заглушает Реквием Форе,
как за стеклом в аквариуме хмуром
прозрачная, в родимых пятнах Рура
кричит форель.
2 место
Конкурсная подборка 37. Полина Орынянская, Балашиха (Россия). "Шишел-мышел".
Вьюнки
Из тишины, застывшей между нами...
Прости, не так.
Из тишины, остывшей между нами,
растут вьюнки на цепких стебельках
с безжизненными бледными цветками.
Ползут по штукатурке старых стен,
пускают щупальца в оконное пространство –
им нравится в пространстве разрастаться,
они-то знают: если раз расстаться,
расстанешься однажды насовсем.
Они врастают в трещины и сколы,
в оставленный на вешалке пиджак,
их цвет печально теплится лиловым...
Прости, не так.
Печально цвет их теплится ли, нет ли –
они врастают в кресло и торшер,
затягивают жилистые петли
вкруг тонких шей
почти доцветших лампочек стоваттных,
чей знобкий свет давно похож на зуд,
и скоро мне под кожу заползут,
пробьют насквозь и вынырнут обратно,
заштопав крик (ну тише, тише, ну), –
в осенний сумрак зыбкий, топкий, нежный,
звенящий чайной ложечкой...
Да нет же.
В проросшую меж нами тишину.
3 место
Конкурсная подборка 94. Андрей Мартынов, Москва (Россия). "Слово".
Шаламов
"Чапаев стучит костяшками
Потом пинком открывает дверь"
П. Матюков
Шаламов появляется в самый разгар,
когда телеведущий ядом плеваться устал,
когда шоу уже замедляет ход,
и вот-вот прозвучит финальный аккорд,
а актёры, озвучивавшие голос масс,
в кассу ринутся получать свой прайс.
На Шаламове серый лагерный клифт,
он задумчив, и как-то нездешне красив.
Он обводит взглядом застывший зал,
и тихонько спрашивает — это кто вам всё рассказал?
Про талантливого полководца, гения всех времён,
корифея, чьим именем мир был спасён,
лучшего друга и родного отца?
И что-то в его голосе заставляет людей отводить глаза.
Что-то в его интонации беспокоит их,
бередит какой-то древний нарыв,
будит память о днях, когда всё ещё было не так,
когда мразь называлась мразью, а дураком дурак.
Когда были живы те, кто ещё застал,
что такое на самом деле этот ваш "идеал".
И минуты длятся и мы все молчим,
а поэт Матюков ожидает — когда же появится пулемёт "Максим"
и начнёт косить всех в кровавый хлам.
Но Шаламов не вынимает даже дрянной наган.
Он поворачивается и молча уходит прочь,
в эту тёмную бесконечную русскую ночь,
где мы светим только когда горим.
И никто не идёт за ним.
4 место
Конкурсная подборка 121. Елена Копытова, Рига (Латвия). "Тропой чужака".
Чужой
...и опять ныряешь, как лодка с пробитым днищем, в этот мир – непонятный, штормящий, совсем не твой, понимая, что часто находит не тот, кто ищет.
Не успеешь очнуться, как сорной взойдёшь травой, не успеешь опомниться – облаком станешь белым. И, пытаясь вписаться-вжиться, постичь азы, примеряешь чужие мысли, чужое тело. И уже почти понимаешь чужой язык. Продолжаешь упорно стучаться в чужие души, всё надеясь прорваться туда, где тебя не ждут. И мельчаешь внутри – всё больше тебя снаружи. Незнакомая музыка льётся в твоём саду. Это просто, казалось бы – будешь одним из многих. Всё, что было тобой, останется между строк. Но чужой язык приводит к чужой дороге, где чужому Богу внимает чужой Пророк.
5 - 10 места
Конкурсная подборка 41. Анна Германова, Оффенбах-на-Майне (Германия). "Водопойное небо".
* * *
Если снег не приходит — приходят последние сроки.
Нет ни в чём белизны — не блестит на верёвке бельё,
полиняли берёзы, в них блёклые спорят сороки,
всё никак не поделят гнездо на «твоё» и «моё».
Что за свет непрямой, исподлобья, беспамятно-серый,
налегает всей силой на крыши, моргает совой,
застигает врасплох меж сомнением, страхом и верой,
окунает в бесснежье своё как в купель с головой,
отпускает листать придорожных кустарников святцы,
воробьиным пером наудачу лететь в темноте,
возноситься, и падать, и помнить, что нечем держаться,
разве воздухом строк и дыханием спящих детей.
Конкурсная подборка 156. Марина Намис, Москва (Россия). "Время первой рыбы".
* * *
Удержи меня
наверху,
на плаву. Пусть глубины кличут,
пусть, оскалившись, стерегут
в заводь загнанную добычу.
Мимо день пробежит босой,
отсылая судьбу ко дну, и
смоет с рук не морскую соль –
растворённую соль земную.
Голоса залечив волной,
в снах январских обиду спрятав,
удержи тишину со мной
на корме.
По ночи дощатой
вслед теням прокрадись и ты,
чтоб коснуться, узнать неловко,
так взволнованные киты
под водою целуют лодку –
не дыша, не ища слова,
не по разуму, не по вере –
просто плачут, поцеловав,
и выталкивают на берег.
Конкурсная подборка 208. Алексей Еленин, Санкт-Петербург (Россия). "Схема коммуникаций".
Коммуникативное
Как мало человеку человека.
Четвёртый день обрубленный калека,
которого я видел на Сенной,
о чём-то диком говорит со мной,
но мне ни слова не понять.
Я мучаюсь четвёртый день с калекой.
Как мало в человеке человека:
о, этот голос, грубый и земной,
среди толпы, в субботу, на Сенной, –
оставь меня, оставь меня!
Как человек находит человека?
Я сам уже четвёртый день – калека,
обрубленный, не нужный никому...
И я тебя пойму.
Конкурсная подборка 252. "Не до смеха".
О главном
отворите мне забор
навострите лыжи
почему я до сих пор
главного не вижу
странный выбор на медаль
есть у человека
то ли в чащу и грааль
то ли дискотека
на горе стоит ишак
под горой волчара
если сделать верный шаг
все пойдет сначала
если солнце поворот
завершает плавный
это значит у ворот
поджидает главный
у него в руке наган
на башке папаха
у него растет нога
от земли до паха
у него цветет лампас
красною травою
он качает мимо нас
грустной головою
и прищуривает глаз
и наводит мушку
и смеется всякий раз
чертова кукушка
Конкурсная подборка 303. "Линия жизни".
Линия жизни
По закраинам, по забрежинам,
По излучинам сонных вод,
По хрустящим годам-валежинам
Жизнь на сверку меня ведет.
Что сверять – только ей и ведомо,
Да тому, кто ведет учет,
И никто не крадется следом, но
Небо сверху – один зрачок.
Не укрыться от взгляда синего
Ни за дверью, ни за стеной,
По ладоням ветвятся линии,
А хватило бы и одной.
Так давно, замерев в раздумиях,
Не меняет она длины,
Что, наверное, где-то умер я,
В неизвестных мирах иных.
Там в нездешних телах и обликах
Завершил я свои пути,
Только с этого неба облаком
До сих пор не могу уйти.
Конкурсная подборка 304. "--- вместо слов".
* * *
День обескровлен, сон вожделен.
Сдаться бы дрёме в гибельный плен.
Гоблины ночи ткут гобелен:
сумерки, лес, олень.
В волнах волокон видится вздор.
Нитку потянешь, калеча узор.
Петлями в ночь выходят из нор
память, вина, укор.
С нитью в потёмках как ни бродяжь,
тропка уводит в заросли пряж.
Тьма поглощает тканый пейзаж.
Марево, рябь, мираж.
Ночь узловата, страх долговяз.
Лес и олень превращаются в вязь
спутанных букв, двоясь и ветвясь:
Буки, Земля, Аз.
Руку протянешь, чтобы прочесть –
в вереске ворса утонет жест.
Воздух податлив, сумрак разверст.
Шорох, шуршанье, шерсть.
Пасмы слоятся, вьют вензеля,
ставят силки и ловушки, юля.
Вбок из-под ног уходит земля.
Нить, узелок, петля.