О конкурсных стихотворениях, включенных в свой личный "ТОП-10" членом Жюри 1-го тура Международного литературного конкурса "10-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии - 2021".
Благодарю организаторов Чемпионата за неожиданное предложение поучаствовать в жюри 1-го тура. Хлопотное занятие, очень времязатратное, но какой ценный опыт, какая школа! Месяц «балтийского востиховления» приготовил много личных открытий. Исписаны две тетрадки – в них ежедневные записи о прочитанных стихах, чтобы не забыть и не запутаться в конце, к моменту формирования ТОПов 32 и 10. Ничего не забыла, но запуталась окончательно – муки выбора! И если в начале конкурса одолевали смутные сомнения – наберётся ли нужное количество подборок, то в конце ТОП-32, а тем паче ТОП-10, начали трещать по швам, и так не хотелось обижать стихи (не авторов! – стихи!), к которым успела прикипеть за это время. И порой казалось, что это не я стихи выбираю, а они меня.
Поэтому оговорюсь сразу же: нижеследующий выбор мой весьма условен не только в рамках конкурса в целом, но и в рамках меня самой как читателя и оценщика. О критериях оценки распространяться не имеет смысла– они примерно одинаковы у всех, и о них говорено многажды, упомяну отдельно лишь один из них: мне хотелось, чтобы в моём ТОП-е присутствовали стихи различных поэтических направлений и эстетик.
И прошу прощения заранее: я не привыкла называть стихи текстами.
1 место
327. Анонимная подборка "Голоса"
"Тесто"
Чарующей красоты стихотворение, трепетное, пленящее. Под его магию попадаешь с первой строки, полностью погружаясь в картинку пасторальной идиллии, и этому способствует не только визуальный и лексический ряд, но и ритмический строй стихотворения, успокаивающий, покачивающий, уговаривающий... Проникаешься и веришь: так было с сотворения мира, так есть, так будет, и что может быть лучше... но доходишь до земледельца Каина, и вся благостная картинка переворачивается с ног на голову. И этот неожиданный отсыл к библейскому сюжету заставляет вернуться к началу стихотворения и перечитывать его вновь и вновь – не в поисках дополнительных формальных меток библейской линии, а в поисках червоточины, какого-то скрытого от глаз изъяна, и в определённый момент за этим благолепием начинают проступать образы из фильма Павла Лунгина «Остров», и ты явно слышишь вопрос героя Петра Мамонова, отца Анатолия, обращённый к отцу Иову: «А ты знаешь, за что Каин Авеля убил?»...
Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Господи, как хрупок мир, какими страстями полнится он, как слабы и грешны бываем мы в нём. Но это исключительно моё прочтение.
Спасибо автору за это сокровище.
2 место
194. Оберемок Александр
"Живут"
Замечательный образец суггестивной лирики, в которой главенствует ночная сторона сознания, вначале чёткого, но чем дальше, тем больше мерцающего, перескакивающего от одного образа и высказывания к другому, спутанного в конце – во вхождении в сон. (я и сам усами чешу чешуйки)
Лёгкость и раскованность письма необыкновенная! Автор, примите моё восхищение!
3 место
193. Скачко Елена
"А я иду"
Люблю стихи с неожиданными, опрокидывающими навзничь концовками. Это стихотворение – второе в моём ТОПе, которое может похвастаться мощной встряской расслабившегося читателя в конце повествования. Вроде бы никаких изысков – обычный бесхитростный рассказ в стихах, кинематографически подробный – да здравствует соцреализм. Но – конец апреля. Но – Припять. Гений времени и гений места сходятся в последней строке и коренным образом меняют моё отношение к стихотворению. Потому что дальше, за точкой – сюр, какой нам и не снился.
4 место
210. Ирина Рыпка
"Мене текел"
Сколько ни перечитывала эту подборку, каждый раз оставалась в плену первого стихотворения, хотя и «Туес», безусловно, хорош. Но «Мене текел», кажущийся, на первый взгляд, винегретом ассоциаций, нарубленным на скорую руку, на поверку оборачивается настоящим гурманским блюдом, составленным из, казалось бы, несочетаемых ингредиентов, каждый из которых раскрывает свой вкус в положенный момент и вносит свою лепту в общее впечатление от этого метафизического эксперимента в поисках ответа на вопросы о конечной судьбе всего бытия в целом и каждого человека в отдельности, взвешенного, измеренного и оценённого ещё до рождения.
Авторская вещь, роскошное приношение конкурсу.
5 – 10 места
Анонимная подборка 278. "Буги-стрит"
"К Элис"
В этой подборке все три стихотворения хороши, и каждое для меня – на первом месте. Но «К Элис» всё же чуть первее остальных – по эмоции, по звуку, по сладкому ноющему чему-то внутри меня, что, возможно, зовётся ностальгией, а, возможно, и не имеет определения вовсе...
Удивительный эффект: само имя Элис для меня здесь срабатывает как развилка, определяющая векторы прочтения этого текста. Направо пойдёшь, к Элису Куперу попадёшь, и тут мало не покажется, и всё так брутально звучит, как будто тебе в голову Dolby Surround встроили и пару реанимирующих сабвуферов к груди приставили. Нет, пожалуй, холодно.
Налево пойдёшь – к бит-квартету «Секрет» попадёшь, где тоже рок, но в облегчённой мягкой стилистике Ливерпульской четвёрки
Алиса умеет вязать, Алиса рисует в альбомах.
Уже теплее, но ещё не горячо.
А прямо пойдёшь, к Smokie попадёшь, и станет нестерпимо горячо, и в глазах защиплет. Крис Норман, конечно, с его «Элис», как же я сразу не въехала! И весь паззл собирается за считанные секунды. Для меня, разумеется, для меня как читателя. И пусть песня начала семидесятых, а стихотворение о девяностых – в этот промежуток как раз вмещаются 24 года безответной любви героя песни к Элис.
Возможно, у автора был совершенно иной повод вдохновения по имени Элис, но стихотворение становится частью меня и продолжает который день подряд делать мне настроение – яркое, запоминающееся пятно в пёстром полотне конкурса.
Спасибо автору!
83. Александр Михеев
"Прости, мой читатель"
И вот они мчатся беспечно пустынной дорогой "Урюпинск-Нирвана",
изрядно нетрезвы, подальше от наших мест,
а я внезапно пишу про дорожную яму,
добавив полночь, но вычеркнув знак "объезд".
И пусть кто-то скажет, что это рифмованная проза, но чтение захватывает! Квантовая теория поля и теория вероятностей в одном флаконе – самое оно для тех, кто немного заскучал, перебрав любви и явлений природы в стихах. Фантазия и изобретательность автора вызывают восторг - так иногда наблюдаешь на дороге езду лихача, и понимаешь: заигрывает со смертью, себя и других подставляет, но как виртуозно!
119. Сенов Андрей
"Светлой памяти велосипеда "Орлёнок"
Бессмысленно препарировать стихотворение, которое само препарирует тебя – вот так берёт за сердце голыми руками и без Холтера и ЭКГ определяет твои сердечные диагнозы... Я чувствую себя беспомощной перед этим стихотворением и завидую белой завистью автору, потому что столько лет ношусь с мыслью об «Орлёнке» своего детства, однако написать не удосужилась. А, казалось бы, чего проще...
Классический образец труднодосягаемой простоты.
115. Игорь Гонохов
"Овечьи носки"
Что-то на этом Чемпионате не то с ногами у авторов и их ЛГ – то дёргаются, то чешутся. И дело не в проблемах ненадлежащего ухода за телом или колючести овечьей шерсти, а в бесконечных рефлексиях, необходимых поэтам как воздух, ибо без них стихи и вовсе не стихи.
Да здравствует лёгкость бытия, нарабатываемая в философических терниях!
Стихотворение – привет А.С. Пушкину: «А поэзия, прости Господи, должна быть...»
дальше знаете все.
Анонимная подборка 313 Синдром беспокойных ног
"Ноги дёргаются"
Вся подборка показалась мне очень органичной – этакий складень трёхстворчатый, неожиданным образом трансформирующийся в сценическое пространство, в котором разворачивается действо, полное откровений. И три перемены декораций, вернее, три минималистических задника, сменяющихся один за другим прямо на глазах у зрителя. Занавеса у сцены нет и быть в данном случае не может – лирический герой решительно настроен на саморазоблачения, не боясь предстать перед зрителем в не очень выгодном, а то и вовсе нелепом ракурсе... Особенно тронуло стихотворение «Тихо-тихо», но в свой ТОП беру «Ноги дёргаются», потому что именно при чтении этого текста я вдруг поймала себя на том, что это не я читаю, а мне читает чей-то очень знакомый голос... Рискуя ошибиться, ставлю на тёмную лошадку!
49. Елена Севрюгина
"Прилетает ко мне Сальвадор Дали"
и не видно этим гостям конца
и вода речей нескончаема
а потом они все как вламываются
так вот внаглую просто вламываются
и начинают орать
- что ты для большой литературы
сделала?
отвечай нам!
И тут мне в который раз в связи с поэзией Елены Севрюгиной вспоминается Татьяна Доронина в звёздные свои годы в эпизоде знакомства с кандидатом в женихи (Леонид Куравлёв) в фильме «Старшая сестра».
- А хотите я вам потанцую? Я потанцевать могу!
И пошла в разнос, и ну стулом размахивать!
А за несколько эпизодов до этого, на минуточку, утончённое чтение В. Белинского: "Театр. Вы любите театр? Вы любите театр, как люблю его я?".
Вот и Елена, ни на кого не похожая, непредсказуемая, то тихая как рыба, то страстная и избыточная, но неизменно при этом удивляющая тонкостью своей поэтической организации и внутренним слухом. Да за одно это стихотворение вопрос «что ты для большой литературы сделала?» должен быть снят с повестки дня немедленно. Прекрасное стихотворение!
Как хорошо, что подведение итогов растянуто на месяц. Я хоть и не активный участник обсуждений на многочисленных ветках, но незримо присутствовала здесь всё это время каждодневного чтения стихов и интереснейшего разговора о судьбах поэзии. Хочется продолжения.
С любовью к Балтии и всем приглянувшимся на ней стихам.
Надежда Бесфамильная